Как оформить ОСАГО без дополнительных услуг

На протяжении многих лет страховые компании навязчиво «предлагают» клиентам дополнительные услуги в нагрузку к обязательному автострахованию.  Годами законодатели пытались воздействовать на страховщиков: меняли и дополняли законы, штрафовали, лишали лицензий и т.д., но, к сожалению, проблема навязывания дополнительных услуг как была, так и остается на сегодняшний день нерешённой. Одной из причин этого является неграмотность автомобилистов, чем и пользуются бизнесмены-страховщики. Другой причиной навязывания «допов» стала низкая стоимость ОСАГО, которая не менялась с 2003 вплоть до 2014г., что для многих страховых компаний было весьма убыточно. Вот и появился способ зарабатывания дополнительных денег на навязывании дополнительных услуг, а чтобы автомобилисты сильно не возмущались, придумывались разные уловки, например: отсутствие бланков, очередь на страховку без «допов», расписанную на много недель вперёд или «зависание» программы при попытке оформить ОСАГО без дополнительных услуг. Таким образом, граждане вынуждены соглашаться и платить лишние деньги – чем ждать, проще заплатить. В настоящее время стоимость ОСАГО урегулирована законодательно, но страховые компании не спешат отказываться от раскрученных и хорошо зарекомендовавших себя схем зарабатывания на дополнительных услугах в довесок к ОСАГО

История из личного опыта.

Более 10 лет пользовалась услугами одной и той же страховой компании, назовём её условно - «Риск» (далее – страховщик),  в которой страховала свою гражданскую ответственность. К тому же, удобно было и то, что примерно за две недели до окончания ОСАГО сотрудник страховщика сам звонил и говорил, что через определённое время закончится срок действия моего полиса, назначал встречу для его переоформления на удобный для меня день и время.

Так же было и в этот раз: звонок от страховщика, запись и вот - я на приёме. Передав специалисту страховщика (далее по тексту – специалист, консультант) необходимые документы, я спокойно ожидала, когда он внесёт все данные в программу и выдаст мне на руки полис. Через несколько минут специалист страховщика сказал, что страховка ОСАГО мне одобрена, но с дополнительной услугой в виде страхования жизни и здоровья стоимостью всего-то ничего – 850 рублей. В первый момент меня смутило слово «одобрена», в конце концов, я же не в банке кредит оформляю, к тому же, отказать мне страховая компания не могла – все необходимые документы я предоставила, и за весь водительский стаж по моей вине не произошло ни одного ДТП. На мой вопрос: «А что, могли и не одобрить?», консультант ответил: «Бывает». На счёт услуги страхования жизни и здоровья я пояснила, что не нуждаюсь в ней, но консультант пояснил, что это обязательная услуга, а иначе ОСАГО мне не выдадут. Возможно, не имея опыта работы в сфере законодательства по защите прав потребителей и юридического образования, я бы и согласилась на дополнительную услугу – надо, так надо! Но, сталкиваясь с подобными нарушениями на практике и оказывая помощь в подобных вопросах гражданам, обращающимся за помощью, я попыталась разъяснить консультанту страховщика свои права, как потребителя, и обязанности страховщика, как исполнителя, а также то, какую ответственность он несёт за нарушение законодательства и моих прав. На мою просьбу попробовать оформить ОСАГО без дополнительной страховки страховщик ответил отказом, более того, пояснил, что ни в одной страховой компании мне не выдадут ОСАГО без дополнительной страховки. То, что ОСАГО – это обязательное страхование и отказать в его предоставлении могут только в единичных случаях, консультант даже слышать не хотел. Тогда я попросила пригласить руководителя офиса, чтобы он прокомментировал сложившуюся ситуацию, но его на месте не оказалось.  В конце концов, после непродолжительных переговоров, мне удалось получить номер телефона руководителя, но, как оказалось впоследствии, не местного офиса, а областного – иркутского. Неоднократно пыталась дозвониться по полученному номеру телефона, но мои попытки не увенчались успехом – трубку никто не брал. Можно было, конечно, отказаться от идеи сделать всё по закону и оформить ОСАГО с дополнительной услугой, а потом от неё отказаться, но взыгравшие амбиции не позволили этого сделать. Через официальный сайт страховщика выяснила номер телефона горячей линии, позвонила и оставила жалобу на местный офис страховщика. Через три дня позвонили из страховой компании,принесли извинения за ненадлежащую работу сотрудников местного офиса и сказали, что мой вопрос решён, и можно в любое удобное для меня время получитьуслугу без дополнительных платных страховок.

А теперь с точки зрения законодательства.

Итак, в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 25.04.2002г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ» (далее – закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств (далее – ТС) обязаны на условиях и в порядке, установленных настоящим законом, и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц прииспользовании транспортных средств. То есть, закон предусматривает не право, а именно обязанность владельцев ТС  заключать договоры ОСАГО.

Пункт 1.5. Положения Банка России от 19.09.2014г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» так же гласит, что страховщик не вправе отказать в заключение договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования.

Для заключения договора страхования физическим лицам необходим следующий перечень документов:
  1. заявление;
  2. паспорт или иной удостоверяющий личность документ;
  3. свидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС (ПТС);
  4. водительское удостоверение;
  5. документ, подтверждающий право собственности на ТС;
  6. страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) для инвалидов.

В случае представления владельцем транспортного средства ненадлежаще оформленного заявления о заключении договора обязательного страхования и (или) неполного комплекта документов страховщик в день обращения владельца транспортного средства сообщает ему об ошибках в оформлении указанного заявления и (или) о перечне недостающих документов. Никаких других требований, тем более заключить иные договоры за отдельную плату, закон 40-ФЗ не предусматривает. Соответственно, отказ от выдачи ОСАГО без заключения иных договоров страхования, незаконен. На основании статьи 16 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещается продавцом (исполнителем) в полном объёме.

Но что делать, если дополнительную услугу всё-таки навязали?

За разъяснениями обратимся к Указанию Банка России от 20.11.2015г. № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования (с изменениями и дополнениями)» (далее – УБ РФ № 3854-У), которыми предусмотрено, что при осуществлении добровольного страхования  страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая. Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в четырнадцатидневный срок и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования, уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме. Если страхователь отказался от договора добровольного страхования в четырнадцатидневный срок, но после даты начала действия страхования, страховщик при возврате уплаченной страховой премии страхователю вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования.Договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования или иной даты, установленной по соглашению сторон.  Страховая премия по выбору страхователя возвращается страховщиком наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих днейсо дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.

Таким образом, в случае, если Вам не удалось отказаться от дополнительных услуг страхования при оформлении ОСАГО, необходимо обратиться с заявлением об отказе от страхования в страховую компанию в течение 14 дней со дня заключения договора дополнительного страхования.

Что делать если страховая компания отказывает в заключение договора ОСАГО?

В случае, если Вы (владелец транспортного средства) получили неправомерный отказ в заключение договора ОСАГО или считаете, что страховая компания неправомерно уклоняется по различным причинам от его заключения,то Вам необходимо добиться письменного отказа от страховщика, либо зафиксироватьданный факт.

Отказ в заключение договора ОСАГО может быть зафиксирован любым разрешенным законом способом (в том числе с помощью фото-, аудио- видеоустройств), позволяющим сделать вывод о факте правонарушения.

С жалобой на действия страховой компании можно обратиться в Банк России через интернет-приемную https://www.cbr.ru/Reception/, либо направить обращение Почтой России, приложив документы, подтверждающие соответствующий отказ страховой компании или навязывание дополнительных услуг.

 На основании полученной жалобы Банк России в рамках своей компетенции принимает меры к страховщику в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кроме того, гражданин вправе обратиться с жалобой в Российский союз автостраховщиков через интернет-приемную https://autoins.ru/elektronnaya-priemnaya/.

По общему правилу срок рассмотрения письменных обращений составляет 30 дней со дня их регистрации.

За бесплатной консультацией и помощью в составлении документов в защиту ваших нарушенных прав, вы можете обратиться в консультационный пункт по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском  районах.

 

Информация подготовлена специалистом

консультационного пункта для потребителей

 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

 в Тайшетском и Чунском  районах.

Комментарии закрыты.

Поиск
Версия для слабовидящих
Погода в Бирюсинске
Яндекс.Погода
Календарь
Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Счётчик посещений
Яндекс.Метрика